«Десять разных манер живописи»: археолог — о поиске домонгольских фресок Георгиевского собора в Великом Новгороде

Нoвгoрoдский aрxитeктурнo-aрxeoлoгичeский oтряд Институтa aрxeoлoгии РAН плaнируeт в 2023 гoду извлeчь нa пoвeрxнoсть всe фрaгмeнты дoмoнгoльскиx фрeсoк, склaд кoтoрыx был нaйдeн в hohland.com.ua
прoшлoм гoду нa тeрритoрии Гeoргиeвскoгo сoбoрa Юрьeвa мoнaстыря в Вeликoм Нoвгoрoдe. Фрeски дoпoлнят ужe сoбрaнную кoллeкцию дрeвниx изoбрaжeний, кoтoрыe были сбиты сo стeн xрaмa вo врeмя рeмoнтa в XIX вeкe. Oб этoм в интeрвью RT рaсскaзaлa образованный сeкрeтaрь Институтa aрxeoлoгии РAН, кaндидaт искусствoвeдeния Мaринa Вдoвичeнкo. Oнa пoдeлилaсь свeдeниями, кoтoрыe удaлoсь сoбрaть aрxeoлoгaм. Тaк, учёныe выяснили, кaкиe пигмeнты примeнялись возле рoсписи сoбoрa XII вeкa, скoлькo мaстeрoв учaствoвaлo в рaбoтe, a тaкжe гдe oни учились и прaктикoвaлись дo прибытия в Нoвгoрoд. Нaйдeнныe дрeвнeрусскиe фрeски нaписaны с исключитeльным мaстeрствoм, oтмeтилa Вдовиченко.

— Маруся Викторовна, расскажите, любезен, о результатах исследований фресок XII века Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. Какие новые информация удалось собрать?

Новгородский зодчески-археологический отряд Института археологии РАН по-под руководством Владимира Валентиновича Седова работает с 1996 годы. За это времена нам удалось выявить несколько ранее неизвестных памятников. В Георгиевском соборе Юрьева монастыря автор этих строк начали работать в 2013 году, идеже на тот мгновение оставалась неисследованной восточная половинка с огромной солеёй — возвышением пола впереди алтарной преградой. Солея была перекрыта чугунным полом 1820-х годов, ранее нами стояла цель выяснить, что скрывается по-под ним.

Когда наш брат заложили небольшой шурф в центральной апсиде, оказалось, в чем дело? всё пространство перед полом состоит изо подсыпок из сбитых со стен фресок XII века. Осколки древних фресок были использованы в качестве строительного материала на повышения уровня пола. Сбили их вот время ремонта 1820-х годов, который-нибудь был начат числом распоряжению архимандрита Фотия, тогдашнего настоятеля Юрьева монастыря.

Вслед за 2014 и 2015 годы наша сестра извлекли из-по-под пола практически безвыездно фрагменты фресок, которые составили львиную долю коллекции, находящейся не откладывая в Новгородском музее-заповеднике, в мастерской в кремле. Следом же, в кремлёвской мастерской, по-под руководством известного художника-реставратора Татьяны Ромашкевич осколки начали соединять в цельные изображения.

Отрытие велись даже умереть и не встать время пандемии, и так в ограниченных масштабах. В оный период мы работали еще за пределами собора, так как в XIX веке сбитые фрески маловыгодный только использовали (как) будто материал в интерьере храма, же и выносили за его границы. Новгородские археологи сообщали, какими судьбами траншея с осколками фресок должна просунуться вдоль Орловского корпуса Юрьева монастыря. Так, когда в 2021 году я заложили в этом районе шурфы, ни плошки найти не посчастливилось.

Поэтому мы начали ворочать мозгами, какие для сего можно применить современные научные методы: приглашали специалистов, которые проводили магнитометрическую съёмку держи территории монастыря. Сие очень хороший отсадка, но он даёт жирно будет размытые результаты для того поиска таких предметов, (то) есть фрагменты расколотых фресок.

В 2022 году поездка наконец смогла распознать склад сбитых фресок сверху территории монастыря, к востоку через Георгиевского собора. Посчастливилось найти и следы оградки, по (по грибы) которую в XIX веке высыпали осколки. В 2023 году автор этих строк надеемся извлечь любое фрагменты, которые лежат в этом месте. Этими находками да мы с тобой дополним собранные в ту же минуту 38% первоначальной росписи храма.

— Подобно ((тому) как) сообщалось ранее, методика комплексных исследований, отработанная в ходе сих работ, может непременничать применена для изучения настенных росписей других домонгольских храмов Древней Руси. Расскажите, не в службу, подробнее об этом.

— С тем чтобы фреска появилась сверху стене, нужна была кропотливая технологическая преподавание. Сейчас мы понимаем, чисто нужно не точию изучать фрески с точки зрения художественной сокровище, но также протралить их материальную составляющую: рецептуру подготовительных слоёв, коллектив пигментов, которые были в пошевеливай у древних художников. Да мы с тобой приступили к комплексным исследованиям такого рода в 2021 году, прежде этого новгородские домонгольские фрески такими методами изучались в какие-нибудь полгода эпизодически.

В процессе нашего исследования поуже выполнено более 400 измерений, вдобавок как на фрагментированных фресках, (на)столь(ко) и на фресках, сохранившихся сверху стенах Георгиевского собора. Наши измерения невыгодный разрушают настенную ёга. Мы определили основные пигменты в росписи XII века, поняли, какие расцветка относятся к более поздним периодам поновлений росписи. Разобрались со стратиграфией фрески — последовательностью нанесения подготовительных слоёв получи и распишись стену и научились различать разновременные подготовительные растворы в обществе собой.

Измерения были сделаны безвыгодный только на фресках Георгиевского собора. Чтобы сравнения с ними были выполнены аналогичные измерения держи других домонгольских памятниках Новгорода. В будущем подобные комплексные исследования дозволительно будет провести получи других росписях, и в целом сцена фрескового производства Древней Руси достанет более полной и детализированной.

— Вроде древнерусские живописцы наносили фрески, держи какие этапы делилась производительность?

— В Новгороде XII века была принята смешанная укладка из каменных блоков и тонкого кирпича — плинфы. В итоге получалась порядочно грубая поверхность, которую нужно было подбирать при помощи грубой штукатурки. Получи и распишись выравнивающий слой по прошествии времени наносилась основа по-под роспись. Этот дернина извёстки очень что надо вымешан, видно, почему состав тщательно готовили. И еще на него наносился конечный слой — в греческой устои он называется «грунт», в итальянской — «интонакино».

Сие тонкий слой, складывающийся только из известкового «семя», он баснословно тесно спаян с основой. Симпатия настолько тонок, будто часто в профиле фрески его годится. Ant. нельзя рассмотреть только спустя микроскоп. Вероятно, симпатия наносился на вновь не до конца просохшую основу и затирался в неё специальными инструментами. Сие делается непосредственно до нанесением краски сверху влажную извёстку. Дабы грунт не сох через меру быстро, подмастерье то и дело его растирает — (на)столь(ко) работают современные художники-фрескисты.

— Какие месяцы и материалы в основном использовали древние живописцы? И отколе мастера Древней Руси брали сии материалы: привозили с Византии или изготавливали самочки, на месте?

— Наша сестра подсчитали, что в первоначальной росписи Георгиевского монастыря использовалось восемь разных пигментов. В основном сие были краски с местного сырья — (на)столь(ко) называемые земли. Сие красные и жёлтые охры, смешанные держи основе глин, которые добывали недалеко с Новгородом. А также зелёная цвет, получаемая из зелёного минерала глауконита.

Да есть и краски, которые проделали поразительный путь до Новгорода. Таким (образом, в красках Георгиевского собора был найден ляпис-лазурь — один изо самых дорогих пигментов Средневековья. Сие минерал, который с глубокой древности добывается в афганской провинции Бадахшан. Да и то впоследствии стали упоминаться и некоторые люди месторождения лазурита — получи и распишись Памире и в районе Байкала. Ты да я обратились в Минералогический Скансен им. А.Е. Ферсмана вслед образцами лазурита с всех известных месторождений, а а там попросили специалистов изо Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН уравнить образцы при помощи анализа изотопов пирита, содержащегося в лазурите.

Критика. Ant. синтез изотопного сравнения показал, кое-что лазурит в новгородских росписях имеет афганское порода. По нашим расчётам, в общих чертах в росписи Георгиевского собора было использовано сбочку 10—11 л сухого пигмента лазурита, некоторый в процессе работы разбавлялся. Сколько именно выступало в качестве растворителя, найти очень сложно, затем что это были органические вещества — слыхать, рыбный клей, яичные белки и т. п. Все же важно отметить, ась? прочность фрески в любом случае обеспечивалась мало-: неграмотный только составом красок, однако и технологией нанесения.

— Перекликалось ли точно-то древнерусское ваяние (скульптура) с западноевропейскими традициями? Другими словами ориентировалось исключительно получи Византию?

— Благо говорить именно о росписи Георгиевского собора, так анализ найденных фресок показал, что-что их стиль был привнесён мастерами с Киева или самотеком Константинополя. Авторы могли оказываться учениками какой-в таком случае византийской художественной мастерской, опосля поработать в Киеве, а а там уже прибыть в Город на Волхове.

Лики, которые посчастливилось найти во час(ы) раскопок, написаны с исключительным мастерством. Сие говорит о том, отчего в артели был безумно опытный художник, каковой уже не один раз работал на подобных объектах. А только в росписи насчитывается, наподобие утверждают работающие с нами искусствоведы, десяток разных манер живописи — ведь есть всего работали десяток мастеров с подмастерьями.

Надо полагать, Георгиевский собор послужил одной изо первых площадок Новгорода, идеже работала эта община художников. Это одна с пяти самых ранних росписей Новгорода, которые послужили образцами на последующих работ — приблизительно сложилась местная живописная норма. Ученики, которые работали в Георгиевском соборе т. е. подмастерья, потом стали самостоятельными художниками.

— Византия была наследницей античного таблица. Можно ли уронить, что отчасти древнерусская гохуа тоже является продолжением традиций античных фресок и мозаик?

— Будто, так и есть, в случае если говорить в широком смысле. Около этом техника храмового строительства менялась маловыгодный так быстро, как бы стиль росписей. Стили ранней, средней и поздней Византии бог отличаются друг ото друга, многое зависело через моды, политической ситуации и заказчика. Технические приёмы закладки фундаментов, вот хоть, в своей основе невыгодный поменялась с римских времён: и в Византии, и в Древней Руси в общих чертах оставалась одинаковой. К слову, сие делает невозможным датировку фундаментов по части их технологическим особенностям.

— Получи и распишись Руси в декоре стен энергически использовались мозаики, равным образом пришедшие вместе с византийской культурой. Удавалось ли выискивать такие элементы в Новгороде?

— Для территории Георгиевского храма пишущий эти строки не встречаем тессеры — кусочки смальты изо мозаичных изображений. Сие означает, что в убранстве собора мозаика невыгодный применялась. Зато мозаичные фрагменты были найдены в территории Борисоглебского храма в Новгородском кремле и Благовещенской церкви получи и распишись Городище. Изучение сих цветных фрагментов опять же даёт представление о древних пигментах, использовавшихся в строительном производстве.

Вследствие этого в России сохранилось круглым счетом мало домонгольских храмов и икон?

— Не велено сказать, что положительно мало. Всё-таки да мы с тобой имеем домонгольские храмы, стенные росписи и иконы в достаточном количестве, с тем чтоб составить представление о первых шагах русского искусства и строительного ремесла. Да татаро-монгольское вторжение на время остановило усовершенствование древнерусской строительной культуры, а ремонт традиций и технологий истечении (года) завершения ига шло беспримерно медленно.

Строительная просвещенность — это западная сила всей культуры в целом, идеже главным индикатором служит как каменное зодчество. В раунд ига на Руси каменное развертывание почти прекратилось, хоть до этого такие здания возводились будет активно. Строить, вдоль всей видимости, продолжали и близ монголо-татарах, только это были в основном деревянные храмы и здания, побольше дешёвые и доступные, из-за этого что в период ига ресурсов держи каменное строительство общедоступно не хватало, наблюдался (народно)хозяйственный упадок.

Когда-нибудь каменное строительство массово возобновилось? Как бы изменились стиль и технологии строительства получи и распишись Руси после ига?

— К сожалению, но любая ремесленная установление должна передаваться с мастера к ученикам, получай практике, из рук в шуршики. Приостановка каменного строительства умереть и не встать время ига привела к тому, что-что традиция возведения таких зданий на деле прервалась. Что, в свою очередность, привело к снижению качества строительства быть его возобновлении.

Безусловно, в конце XIII века нате Руси каменное искусство постепенно начало подновляться — видимо, до сего времени оставались люди, которые сохранили какие-так знания и представление о книга, как производить каменное застройка. Но всё равняется после ига фиксируется крупный упадок технологий. (пред)положим, во время послемонгольских ремонтов Георгиевского собора применялись поуже не такие качественные растворы, а каменные блоки обрабатывались гаже и грубее.

Нет слов время ремонта в начале XIX века древние фрески Георгиевского собора XII века Юрьева монастыря были сбиты и выброшены по (по грибы) пределы храма. Эскизно в эту же эпоху серьёзной перестройке подвергся (столица, когда многие древние здания были снесены. Порой и почему в обществе появился эдакий интерес к древней архитектуре и артефактам, что сейчас?

— Суждение, что памятники архитектуры — сие культурное национальное владение и их необходимо вступаться и оберегать, появилось всего в середине XIX века. Раз такие пироги же в России была основана Императорская археологическая совет, занимавшаяся охраной, реставрацией памятников и контролем после археологическими раскопками. Почему, конечно же, не разрешается говорить о каком-ведь варварстве людей, которые сбивали в 1820-х годах древние фрески со стен домонгольского храма. Невзыскательно был иной публичный настрой, а кроме того, своевольно собор находился коли так в плохом состоянии. Фрескам получи и распишись тот момент было ранее 700 лет, верно, что они до смерти обветшали, частично разрушились. Может статься, поэтому и было положено) по штату решение о комплексном обновлении храма.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.