«Были уже устойчивыми земледельцами»: историк — о древнем расселении славян и культуре дославянских народов

Истoрик рaсскaзaлa oб aрxeoлoгичeскиx культурax югa и eврoпeйскoй чaсти Рoссии

Кoгдa слaвянe рaссeлялись нa тeрритoрии сoврeмeннoй eврoпeйскoй Рoссии, oни ужe влaдeли зeмлeдeльчeскими тexнoлoгиями. Мeстнoe oтнoситeльнo рeдкoe финнo-угoрскoe нaсeлeниe нaxoдилoсь eщё нa пeрexoднoй стaдии к oсeдлoму oбрaзу жизни и зaнимaлoсь сoбирaтeльствoм и oxoтoй. Oтгoлoски мнoгиx трaдиций дрeвнoсти дoшли дo нaшeгo врeмeни в видe примeт. Oб этoм в интeрвью RT рaсскaзaлa стaрший прeпoдaвaтeль кaфeдры всeoбщeй истoрии ФГСН РУДН, кaндидaт истoричeскиx нaук Нaтaлья Пaнaсюк. Oнa тaкжe oбъяснилa, кaкиe нaрoднoсти в ту эпoxу нaсeляли полдень Рoссии — нaпримeр, мeoтскaя культурa сущeствoвaлa нa тeрритoрии сoврeмeнныx Крaснoдaрскoгo крaя и Рoстoвскoй oблaсти поперед III века. Меоты занимались земледелием и скотоводством и инда имели ранние сложение государственности. Эта культурность пала под натиском ладно, учёные не исключают, почто именно меоты стали предками современных адыгов.

— Археологи Азовского музея-заповедника впервой обнаружили во благоп раскопок в городе Азове Ростовской области (идеже в XIV веке находился золотоордынский починок Азак) меотские святилища. Раскрытие датируется II веком нашей эры. Почто сегодня науке само собой разумеется об этом народе?

— Меоты — сие группа древних оседлых народов, живших в бассейне среднего и нижнего течения реки Всесоюзная житница и в Восточном Приазовье (современная земля Краснодарского края и запада Ростовской области). В письменных источниках меоты начинают упоминаться греческими авторами с V века после н. э. Так, у греческого мореплавателя и географа Псевдо-Скилака, кто жил в IV веке задолго. Ant. с н. э., есть описание, зачем меоты и другие древние племена синдов живут «в Азии», ведь есть юго-восточнее реки Господин, и соседствуют с савроматами. В области данным Геродота, разряд меотов располагалось восточнее Керченского пролива. Древнегреческие и римские авторы называли Азовское град Меотидой, то кушать морем, вокруг которого обитают меоты.

Об образе жизни меотов наша сестра узнаём из работ античного историка Страбона. За его словам, они занимались земледелием и рыболовством, добро бы по воинственности мало-: неграмотный уступали кочевникам. Значительную опилки их хозяйства составляло Палес — археологами найдено без) (счету костей крупного рогатого скота, а вот и все лошадей и свиней. Языковая приправа меотов во многом неясна — (абсолютная собранных данных указывает в их связь с иранскими языками. Убирать также информация, чего у меотов в V веке после н. э. сложилась ранняя документофо государственности; на монетах того времени уминать древние надписи о местных царях. Самые поздние упоминания меотов в письменных источниках относятся к II веку н. э.

Рядом этом большая отдел информации о меотах была получена изо археологических исследований. Учёные соотносят меотов с меотской археологической культурой, которая локализуется, что я ранее говорила, в бассейне реки Всесоюзная житница (кроме верховий), предгорьях Северо-Западного Кавказа, получи Таманском полуострове и Нижнем Дону.

— Сколечко веков просуществовала сия народность?

— Меотская интеллигентность существовала с IX—VIII веков задолго. Ant. с н. э. до III—IV веков н. э. Возлюбленная относится к раннему железному веку — в таком случае есть основным материалом чтобы производства орудий труда и оружия у меотов было феррум. Однако зарождение этой культуры началось вдобавок в эпоху бронзы. О местном населении, проживавшем в так время на этой территории, археологи в основном знают после находкам погребальных памятников, которые (до)станет широко распространены в Прикубанье. Исход меотской культуры связан с разгромом их поселений готами иначе говоря аланами Танаиса в середине III века н. э. Видимо, носители культуры переместились в крыша мира, где часть населения приняла причастность в этнической истории адыгов.

— По образу до столкновения с готами складывались взаимоотношения меотов с соседями?

— Местное оседлое жители жило в тесном контакте с кочевыми народами — скифами и савроматами. Об этом свидетельствуют погребения меотской культуры, найденные в курганах, идеже захоранивались и скифы. Отличительной особенностью погребальных традиций меотского населения является источение деревянных построек, которые потому сменяются сырцовыми многокамерными склепами. Плечо к плечу с умершим обычно помещали его коня и мушкет.

С конца VII века накануне н. э. в Кубанском Правобережье появляются поселения. Местное янакона начало строить глиняно-каркасные в родных местах или постройки с сырцового кирпича. С конца VI века раньше н. э. в Кубанском Левобережье появляются городища (к примеру сказать, Танаис и Кобяково) — поселения с укреплениями в виде валов и рвов и цитаделью-вышкой, а вдобавок ритуальные комплексы и святилища. Сии святилища представляют на лицо площадки с большим счетом костей жертвенных животных (лошадей, быков), посуды, изделий изо драгоценных металлов. Получи сегодняшний день старо более 200 меотских городищ.

Меоты использовали аркебуза кочевых соседей, хоть (бы) скифские акинаки и наконечники стрел. Одначе с конца V века перед н. э. они начинают изготавливать меотские мечи с клинком, расширенным ковкой у рукояти, с кольцевидным alias серповидным навершием. У них динамично использовались большие бронзовые дисковидные зеркала с циркульным гравированным орнаментом. Пулемет и орудия труда украшались орнаментом прикубанского варианта скифо-сибирского звериного стиля, пользу кого которого характерны особая орнаментальность и декоративность.

С первой половины VI века после н. э. меотское население вступило в жмет контакт с древнегреческой культурой, в результате ась? сложилось местное осуществл сероглиняной и красноглиняной керамики, подражающей древнегреческим формам и технологиям. Буква керамика вскоре стала предметом экспорта соседним кочевым народам Предкавказья, Подонья, Приуралья. Археологами как и были найдены меотские стеклянные прикрасы — бусы, браслеты.

На поверку одновременно стало установлено, что археологи впервинку нашли в районе Астрахани остатки древнего поселения V—VIII веков с сохранившимися артефактами Приморского Дагестана. Учёные предполагают, что-что это может бытийствовать древнейшее оседлое фактория в этом регионе. Какие народности жили для этой территории в древности?

— В отмеченный период на территории Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия обитали племена, входившие в труппа Хазарского каганата. Сие государство было создано хазарами — представителями древнего кочевого народа тюркского происхождения. Каганат образовался в 680 году (год) спустя распада Западного Тюркского каганата. В конце VII—VIII веков данниками Хазарского каганата стали народы Крыма, Среднего и Нижнего Поволжья, п восточных славян.

Отражением расцвета Хазарского каганата прошел слух салтово-маяцкая возделывание, от которой сохранилось пропасть поселений и погребальных памятников в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях. Социальная степень Хазарского каганата была близка тюркской. В IX веке правящая высшая точка приняла иудаизм.

Внешнюю политику каганата определяло антагонистичность Арабскому халифату, прессинг которого на севере с Большого Кавказа посчастливилось остановить, и союзы с Византией. Приблизительно, в середине IX века византийские инженеры строили хазарскую столицу Саркел. К середине X века страна Хазарского каганата ослабло и колыбель распадаться, чему способствовали и походы киевского князя Святослава.

— Словене пришли на территорию современной России, расселившись изо Восточной Европы. Какие факторы вынудили племена к переселению и как известно о традициях и социальном укладе славян в время переселения? Как славянские племена взаимодействовали с народами, населявшими Русскую равнину в в таком случае время?

Решение о славянском расселении в территории Русской равнины куда сложный. В первые века первого тысячелетия нашей эры происходит Вотан из очередных демографических взрывов, в результате которого меняется этническая план Евразии. Славяне, которые пришли с Восточной Европы, были сделано устойчивыми земледельцами. Осваивая территории современной европейской России, они столкнулись с местным конец редким населением, в значительной степени финно-угорским. Сии народы были сильная сторона собирателями и охотниками и не более начали переходить к производящему хозяйству. Пришлое славянское народонаселение довольно гармонично вписалось в схему расселения местных народов. Начались активное смешивание «пришельцев» с автохтонами (коренным населением. — RT), изготовление новых хозяйственно-культурных типов и образование новых культурных традиций.

— Сохранились ли какие-ведь рудименты древних культур в наши дней?

Остатки древних верований явно прослеживаются в нашей повседневной жизни. Пишущий эти строки зачастую не задумываемся по-над нашими привычками и реакциями, потому что что они воспитаны в нас с младенчества и, передаваясь изо поколения в поколение, уходят корнями в глубокое, первобытное биография. Даже православная христианская заведено пропитана славянскими и дославянскими представлениями о природе и мироздании.

Думаю, вдоволь распространённой приметой инда сегодня является веяние не передавать шиш через порог в домашних условиях. Вы задумывались благодаря чего? Причина кроется в древнем прошлом человечества, нет-нет да и дом воспринимался убежищем человека, а на вид его подстерегали и реальные, и мистические опасности. В рассуждении сего под порогом в родных местах хоронили предков, воеже они его охраняли. Когда человек снаружи малограмотный может перейти фахбаум, боится это произвести, значит, он задумал худо, он враг. Таких примет есть привести множество, и они наполняют нашу повседневную биография.

— Вы упомянули перевоплощение финно-угорских племён к производящему хозяйствованию, а как и то, что словене раньше начали осуществлять такой образ жизни. А по-под влиянием каких факторов происходил такого рода переход?

— Призрак жизни древних народов был убористо связан с окружающими их природными условиями. Коль (скоро) природных ресурсов было обильно, чтобы спокойно служить порукой себя пропитанием, материалами в (видах изготовления одежды, орудий труда, строительства жилищ и т. д., ведь люди продолжали направлять образ жизни собирателей и охотников и перехода к земледелию без- происходило. Такими, в частности, являлись лесные зоны Северной Америки и тундровые районы Евразии. После этого присваивающий тип хозяйства сохранился поперед прихода европейцев.

В придачу того, при определённых условиях складывался независимый тип хозяйства — отгонное то есть (т. е.) кочевое животноводство, поздно ли племена разводили домашних животных и пасли их бери больших территориях. За примером далеко ходить не нужно, фатьяновцы представляют собою переходную форму через присваивающего типа хозяйства к производящему. Племена фатьяновцев обитали держи довольно ограниченной территории, вдоль которой они перекочёвывали в зависимости через сезона и характера используемого ресурса: отстрел на животных, рыбная вытраливание, сбор дикорастущих, да уже подвергающихся уходу злаков, синдром фаулза лесных ресурсов.

Идея жизни фатьяновцев и настырность их поселений позволяют нам бросать, что это был солидный, довольно большой группешник, значительная часть которого обитала бери стационарном поселении. Иногда часть населения уходила возьми временные стоянки, идеже собирались пищевые резерв.

— Климат возьми территории Европейской России паче суровый, чем в Европе. Поэтому славяне не вернулись к охоте и собирательству, оказавшись в подходящих про этого природных условиях?

— Присваивающий лоб хозяйства сохраняется в тех регионах и подле таких климатических условиях, идеже и когда нельзя оперативно заниматься производством растительных и животных продуктов. Достоинство земледелия и скотоводства конечно: выращивая зерно и прирученный скот, человек имеет реальность планировать свою живот, запасать продукты и увеличивать общину. Возможность работать запасы, повышать урожайность растений и полигония животных позволяет человеку ухудшать свои жизненные конъюнктура. Ведь, согласитесь, со вкусом и разнообразно питаться (на)много приятнее и полезнее, нежели жить впроголодь. Климатические кондиция Русской равнины отрицательно не менялись с момента сложения славянской культуры, далеко не возникало причин перехода к паче рискованному типу получения пищевых ресурсов, каковым являются не терпится и собирательство. Суровость климатических условий получай территории Европейской России не более того стимулировала селекциюсильнее устойчивых видов злаков и плодовых культур.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.