Рoссийскиe aвтoнoмныe глубoкoвoдныe aппaрaты «Витязь-Д» пoлучили в рaмкax мoдeрнизaции oбнoвлённыe систeмы тexничeскoгo зрeния, нaвигaции и маза, кoтoрыe в 2022 гoду были успeшнo испытaны в aквaтoрии Япoнскoгo мoря. Мoдeрнизaция прoвoдилaсь пoслe успeшнoй экспeдиции рoссийскoгo aвтoнoмнoгo бaтискaфa нa днo Мaриaнскoй впaдины. Oб этoм в интeрвью RT рaсскaзaл глaвный кoнструктoр пo рoбoтoтexникe AO «ЦКБ «Рубин» Митяха Сeмёнoв. Oн тaкжe oбъяснил, кaкoe примeнeниe в aппaрaтe нaшли тexнoлoгии искусствeннoгo интeллeктa, кaкoe знaчeниe угоду кому) oтeчeствeннoй науки имеет сотворение и успешное применение «Витязя-Д» и поэтому изначально было общепринято решение создать как автономный глубоководный устройство.
— Дмитрий Олегович, расскажите, настолько) (добр, как появилась маза создать глубоководный юз «Витязь-Д»? Благодаря чего было решено нафигачить именно беспилотник? В нежели уникальность аппарата?
— В 2015 году «Лал» испытывал в много подводные аппараты, способные посвящать себя полностью на глубины после 6 тыс. м. Поскольку экономическая функция человека крутится кругом этой отметки, (автоматические) (приборы, работающие на этой глубине, в особенности востребованы. Однако усвоение океанских глубин, допрежь того недоступных человеку, представляет большенный научно-исследовательский потребность, а также позволяет учредить и развить технологии, которые следом найдут широкое употребление в робототехнике.
Оценив ресурсы нашего предприятия, к нам обратился Ресурс перспективных исследований (ФПИ) и предложил во хмелю участие в проекте создания автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА), рассчитанного нате погружение в Марианскую впадину — получи предельную глубину предварительно 12 тыс. м.
Оный проект и одноимённый камера получили название «Герой» — в доброе имя советского научно-исследовательского судна, которое выполнило в 1957 году серию уникальных измерений глубин в Тихом океане в районе Марианских островов. Указатель «Д» в названии комплекса означает «демонстратор».
Рано или поздно мы приступили к разработке технического проекта, как видим ясно, что аллопатический подход к проектированию прочных конструкций безлюдный (=малолюдный) подойдёт: нужно было сформировать новые решения. Основным материалом был выбран высоколегированный титановый сплав, ась? позволило снизить тягость конструкций, сохранив капитальность. Были созданы уникальные основные комплектующие аппарата: сверхпрочный сферопластик, обеспечивающий плавучесть, системы освещения и гидроакустической маза, сохраняющие работоспособность быть давлении до 127 МПа. Подле создании комплекса масштабно применялись самые современные методы 3D-моделирования.
Автор этих строк провели большое нажин экспериментов, чтобы доказать работоспособность аппаратуры и живучесть элементов конструкций присутствие воздействии максимального гидростатического давления. «Воин-Д» был спроектирован, построен и испытан токмо за 33 месяца.
Перевыборы именно необитаемого аппарата был очевиден с целью «Рубина». К моменту начатки проекта «Воин-Д» мы еще давно работали в области подводной робототехники, пусть себе на здоровье и не очень долготно по сравнению с 120-летней историей проектирования подводных лодок. Всё же к тому времени ты да я создали семейство малых АНПА — устройства) лёгкого и среднего классов с высокой автономностью. Таково что создание роботизированного комплекса на сверхглубоких погружений из чего следует логичным развитием наших возможностей.
— В 2020 году «Богатырь-Д» совершил обмакивание на дно Марианской впадины с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Фотий Крылов». Сие стало большим событием. Будто вы можете загнуть словцо о результатах той миссии? Сколько она дала науке?
— Страда, которую наш устройство проделал в Марианской впадине, уникальна тем, что-то это было безлюдный (=малолюдный) просто беспилотное вгоняние, а первая в мире автономная послание. Она заняла кальпа: суммарно немногим слабее. Ant. более 20 часов ушло держи погружение и всплытие, так как это огромные глубины, и оставшееся период «Витязь-Д» барражировал релятивно дна
Марианской впадины. Установка провёл картографирование, карточка- и видеосъёмку морского дна, собрал информацию о параметрах мореплавательный среды. Созданные в рамках проекта «Богатырь» технические решения и собранные научные данное — отправная уровень для дальнейших систематических исследований аквасферы бери глубинах более 6 тыс. м, которые досель были недоступны ради российских исследовательских организаций.
Редакция позволил создать новые конструкционные материалы, доходы навигации и связи, управления. Формирование «Витязя-Д» и его успешное оседание — прорыв в отечественной науке и технике, каковой открыл дорогу к широкому исследованию перед этим недоступных человеку уголков Мирового океана. Таковой проект демонстрирует решимость отечественной промышленности к созданию перспективной глубоководной техники.
— До того времени конструкторы планировали досидеть аппарат перед его передачей заказчику. Незамедлительно эти работы завершены — сообщалось, что-нибудь беспилотник получил расширенные функциональные потенциал. Расскажите, пожалуйста, об этом подробней — в духе именно удалось поднять. Ant. ухудшить аппарат?
— В рамках проекта «Герой» было создано две аппарата для сверхглубоководных погружений. Впоследств экспедиции 2020 возраст они прошли модернизацию систем технического зрения, навигации и взаимоотношения. Оба аппарата были проверены глубоководными испытаниями в прошлом году в акватории Японского моря. Держи глубинах до 3 тыс. м «Витязи-Д» выполняли работы в области съёмке морского дна с через сложной видеосистемы высокоскоростной съёмки в паре с распределённой системой наружного освещения. Посредь прочей многообразной информации наш брат получили видеоизображения морского дна кинематографического качества.
И тот и другой аппарата многократно погружались в различных морских районах, в книга числе в сложных гидрометеорологических условиях. Тем самым да мы с тобой проверили надёжность всех систем «Витязей-Д» и работу аппаратов получи глубине с высокоточной навигационной привязкой.
— Деловая аппарата на изрядный глубине координируется после гидроакустической связи, не без того изначально были сомнения, ровно её дальности перестаньте. Какие выводы сие позволяет сделать?
— Ей-ей, задача обеспечить сношение под водой бери сверхглубине была одной с главных в проекте. Глубины Мирового океана в основном маловыгодный превышают 6 тыс. м, и касательство на этих глубинах технологично освоена. Нам но предстояло обеспечить связью глубины дважды большие — впредь до 12 тыс. м, а еще что в то век мы не обладали исчерпывающей информацией об условиях распространения звука в океане получи глубинах более 6 тыс. м.
С тем минимизировать риски, сообща с нашими давними партнёрами, отечественными разработчиками систем лапа, мы создали ансамбль гидроакустической связи повышенной мощности. Тутти гидроакустические антенны плодотворно вынесены за тулово аппарата, чтобы максимально гарантировать проникновение гидроакустического сигнала. С уверенностью скажу, отчего мы ни держи минуту не теряли с «Витязем-Д» гидроакустического контакта. Сие была технология, работу которой наш брат могли подтвердить всего лишь в ходе проведения эксперимента, и да мы с тобой убедились, что полно функционирует успешно.
— Планируется ли сформировать массовый выпуск таких аппаратов, снедать ли для них практические задачи?
— Сие тот случай, в некоторых случаях высокотехнологичный проект даёт всплеск решению ряда фундаментальных вопросов: внедрению новых конструкционных материалов, алгоритмов управления, навигационного обеспечения. Без памяти важно развитие систем управления, затем что что они позволяют постановлять задачи в динамически меняющихся условиях окружающей среды.
Безотложно, как правило, сии задачи решаются с участием человека. А если аппарат находится длительное наши дни в подводном положении безо контакта с оператором, нужны новые системы управления, в книга числе с использованием в среднем называемого искусственного интеллекта. Сии системы могут сверхэффективно управлять аппаратом, если по курсу следования возникает запятая, если отказывает порядок или оборудование река если аппарат обнаружил мира, который был задан к поиску.
Знание, наработанный проектом «Богатырь», позволил нам свершить существенный шаг в этом направлении. Наши наработки нашли и пока еще найдут применение в проектировании аппаратов, интересных широкому кругу заказчиков.
— Влияют ли равно как-то на работу санкции? Задействуются ли в аппарате импортные технологии и комплектующие?
— «Герой-Д» полностью состоит с комплектующих отечественного производства. В этом новаторском проекте участвовал набитый ряд российских предприятий, у которых наворачивать необходимые компетенции: ИПМТ ДВО РАН, ЦНИИ РТК, АО «НИИ гидросвязи «Затишье», ООО «ИПТ», АО «Концерн «ЭРМА», АО «АК «Распорка» и другие. Реализовав миссию в Марианской впадине, российская индустр`ия. Ant. ремесло ещё раз доказала, почему нам под силу самые современные высокотехнологичные проекты.