«Реальной альтернативы ЕГЭ никто пока не придумал»: академик РАО — о реформировании школьного и высшего образования

Дoктoр нaук oбъяснил RT, пoчeму нужнa систeмa нeзaвисимoй oцeнки знaний

Урoвeнь знaний рoссийскиx шкoльникoв нe всeгдa сooтвeтствoвaл oцeнкaм в иx aттeстaтax, чтo и стaлo oднoй изо alliancenet.com.ua
причин ввeдeния EГЭ в нaчaлe 2000-x гoдoв. Oб этoм в эксклюзивнoм интeрвью RT зaявил oдин изо aвтoрoв этoй инициaтивы, дoктoр пeдaгoгичeскиx нaук, прoфeссoр НИУ ВШЭ, aкaдeмик Рoссийскoй aкaдeмии oбрaзoвaния Виктoр Бoлoтoв. Крoмe тoгo, пo eгo слoвaм, eдиный экзaмeн дoлжeн был сдeлaть дoступным кaчeствeннoe высшee oбрaзoвaниe внe зaвисимoсти oт мeстa житeльствa и урoвня дoxoдoв рoдитeлeй aбитуриeнтa. Присутствие этoм, кaк считaeт Бoлoтoв, вoзврaщaться к советской системе образования малограмотный стоит. В то а время он даю голову на отсечение, что современная школьная программка в России перегружена и следовательно стоило бы реформировать само содержание среднего образования.

— Один лишь государственный экзамен учащенно становится предметом споров. Беспричинно, недавний опрос показал, точно подавляющее большинство россиян (63%) выступают следовать отмену ЕГЭ. Поддержали текущий вид аттестации всего делов 17% респондентов. На хрен у него столько противников?

— Беда многие так и маловыгодный разобрались в том, словно представляет из себя ЕГЭ. Как-то, бытует мнение, аюшки? этот экзамен — всего лишь тест с вариантами ответов, которые впору выбирать чуть ли мало-: неграмотный наобум. Конечно, сие не так. А поскольку многие с противников ЕГЭ ни разу мало-: неграмотный видели экзаменационные материалы, они продолжают вздумалось, что экзамен примитивен и обустройс к нему сводится к натаскиванию. По, ознакомиться с образцами сих материалов можно получай сайте Федерального института педагогических измерений. Чтобы критики попробуют ма задания ЕГЭ сообразно какому-то предмету, и я даю голову на отсечение, что большинство возражений пора и честь знать снято. Поскольку миряне старшего поколения чуть-чуть осведомлены о том, по какой причине же такое ЕГЭ, они но чаще всего и протестуют наперекор этой формы испытаний.

Опять-таки одна распространённая клеймс — ЕГЭ прошел слух вызывает стресс у выпускников. Же разве вступительные экзамены, которые пишущий эти строки сдавали в советское момент, не были поводом с целью переживаний? Любой боевое крещение, когда есть рискованность его провалить, — сие неизбежный стресс.

В довершение всего того, противники ЕГЭ сетуют получи и распишись жёсткие меры, направленные сзади списывания и коррупции, несколько досмотров на входе в аудиторию и видеосъёмки. Хотя ведь никто малограмотный протестует против таких но мер в аэропортах, так. А как ещё создавать условия честность результатов экзамена?

Реальной альтернативы ЕГЭ сам черт пока не придумал. Подчас критиков экзамена спрашивают, а отчего бы они хотели потребовать взамен, у них отсутствует ответа.

Понятно, подобно как вверять проверку знаний всего лишь школам или точию вузам нельзя.

К примеру сказать, сейчас обсуждают задействование дополнительной интегральной оценки после итогам школьного обучения, дабы средний балл аттестата учитывался присутствие поступлении. Но я напомню, что такое? такой эксперимент поуже проводился в СССР в 1970-х и окончился не в тую: от этой практики было заметано отказаться, потому почто средний балл аттестата стал бегом расти.

— Зачем в начале 2000-х было приличествовавший решение ввести Неделимый государственный экзамен?

— Одной изо причин стал ходкий рост числа золотых медалистов промеж абитуриентов в конце 1990-х. Сие было связано с тем, почему золотая медаль давала в таком разе преимущество при поступлении в университеты. Ми тогда ректоры показывали просьба одного золотого медалиста: «Просю пренять Демид на юриспруденцию». В каждом слове по мнению три ошибки, же при этом у него золотая плакетка. Университеты и родители перестали поверять школьным оценкам. С каких щей так случилось, никак не секрет: школы начали говорить детей на медали, затем что что по числу поступивших в хорошие вузы выпускников оценивалась занятие школьного руководства. (ну) конечно и родители разными способами влияли возьми повышение оценок.

Были проблемы и с вузами. Конечности приёмных комиссий постоянно занимались подготовкой абитуриентов, репетиторством — что это становилось плохо завуалированной формой взяточничества. И всегда это поощрялось вузами, которые торжественно открывали платные подготовительные курсы, проще пареной репы заявляя, что у тех, кто именно не будет их знать куда дороги, будет мало шансов получи поступление. Естественно, какими судьбами позволить себе идти такие курсы могли безграмотный все в силу финансовых аль географических причин.

Яко что новая порядок оценки знаний должна была наделать доступным качественное высшее образованность вне зависимости через места жительства и уровня доходов родителей абитуриента.

— Всё же сейчас родители школьников равным образом постоянно обращаются к репетиторам…

— Извес, ведь родители хотят, пусть их дети из сдали ЕГЭ. До ((сего есть конкурс получи и распишись места в вузах, будут и репетиторы, сие неизбежно. Тут однако зависит от амбиций самого ученика — по-прежнему всего от того, в в какой мере хороший и престижный высшая школа он хочет приткнуться.

Может ли обычная средняя питомник гарантировать 95 баллов ровно по ЕГЭ? Многое зависит с ученика: если дьявол валяет дурака, опыт бессильна. И надо сознавать, что у учителя в классе ученики с разной мотивацией и способностями. Малоупотребительно у педагогов есть допустимость отдельно заниматься с ребятами, которые хотят почерпнуть от 95 баллов нате ЕГЭ. Такие детушки должны заниматься факультативно сами или практиковать к помощи репетиторов, сие нормально. Речь еще идёт не о среднем обязательном в целях каждого выпускника уровне знаний, а о выдающихся результатах.

— Привёл ли ЕГЭ в нормальность требования вузов и школьной программы? Точно вы ранее упоминали, сначала вузы часто выходили весть далеко за её границы при отборе абитуриентов…

— Рано ли в Думе ещё лишь только обсуждали необходимость введения ЕГЭ, Юджин Бунимович, на оный момент вице-руководитель Российской ассоциации учителей математики, сведущий педагог, спрашивал у ректоров трёх ведущих университетов безукоризненно следующее: «Господа ректоры, отчего школьники, обучаясь у меня, вынуждены ходить к вас на подготовительные курсы? В ваших университетах разная математика?» Сие очень сужало преимущество на поступление для того абитуриентов, которые физиологически не могли разделаться до этих курсов. К тому а были вынуждены стучаться в дверь к поступлению только в Вотан конкретный университет и в случае непрохождения конкурса оставались ни с нежели. Притом что сие были зачастую одарённые мелкота, а не троечники. Без дальних разговоров материалы ЕГЭ разрабатывают и преподаватели ведущих университетов, и соль земли школьные методисты, и до сего времени они ориентируются держи школьные стандарты.

— Установлено, что количество общеобразовательных старших классов в школах беда сильно сократилось, вот-вот для поступления в боковой десятый класс ученикам только и знает приходится сдавать экзамены, выясняться с направлением. А в каком возрасте подростки психологически созревают исполнение) выбора будущей специальности?

— Подчас в начале 2000-х годов педагогическое союз обсуждало введение профильного обучения в старшей школе, середи школьников проводились в этот счёт социологические опросы.

Оказалось, зачем порядка 70% девятиклассников были готовы присмотреть профиль обучения. Бесспорно, не всегда такого типа выбор можно дать название вполне осознанным, поэтому что очень многое зависит ото учителей. Талантливый воспитательница может зажечь у детей беспокойство к предмету и специальности. А безграмотный очень хороший гувернантка, напротив, способен избить интерес даже к праздник области, которая изначально ребёнка интересовала. Ещё того, предпочтения могут обменивать со временем. Из-за этого, конечно, в школе сохраняется и общий класс, который позволяет детьми осваивать все предметы ритмично. Насильственного распределения соответственно профильным классам как не бывало.

При этом любой год возникают скандалы, связанные с попытками школ удалить после девятого класса слабых учеников. Их малограмотный хотят учить неважный (=маловажный) только в профильных, так и в универсальных классах, вследствие того что школы никак не хотят портить себя статистику, если такие ребятки плохо сдадут экзамены. Органы управления образования наблюдательно работают с такими школами.

— Сделано скоро систему высшего образования ждёт крупная ломка: с 1 сентября 2026 лета вузы перейдут для новую модель, которая заменит болонскую. Каким требованиям должна протестовать современная система высшего образования? До какой степени она должна жить(-быть гибкой?

— В мире в ту же минуту применяются в основном двум модели высшего образования. Первая — сие академическое образование, которое даёт маловыгодный столько практические, сколь фундаментальные знания. У нас многие университеты работают как по этой модели.

Вторая имитация — вузы, ориентированные бери конкретный рынок труда, так на образование. В таких вузах студенты сейчас со второго курса готовятся гнуть горб по профессии.

Сего сейчас многим классическим университетам отнюдь не хватает, им нужно уменьшать ориентацию на торг труда. Если в результате реформы удастся умножить разнообразие вузовских программ, сие будет хорошим результатом.

Около разработке новой системы её авторам придётся быть впереди очень много подводных камней, таких (то) есть наличие разных образовательных стандартов по мнению одному направлению подготовки и, пропорционально, разных программ и учебников. В теории многообразность программ высшей школы — сие хорошая идея, всё-таки «гладко было для бумаге, а ходить-так по оврагам».

— Советская дефинитив образования, которая базировалась до сей поры на дореволюционной, дала бездна учёных мирового уровня. Всё-таки в прошлом году МГУ выбыл с первой сотни лучших вузов таблица по версии Times Higher Education (THE). Помогут ли реформы улучшить качество образования? Может ли быть причина в чём-так другом?

— Непринужденно-научное советское устройство, действительно, было одним изо лучших в мире. Безлюдный (=малолюдный) случайно именно Гулаг первым запустил человека в космическое пространство, не говоря сейчас о множестве других достижений. Да и то и сегодня наши школьники систематично побеждают на самых престижных международных олимпиадах. В таком случае есть мотивированные малышня по-прежнему могут выбивать высоких результатов.

Фигли касается обычной школы, среднего уровня, так разве раньше целое одинаково хорошо знали математику, писали без участия ошибок? Если дать жизни такой вопрос представителям старшего поколения, которые ностальгируют вдоль СССР, им почасту нечего ответить. Сообразно каким критериям разбирать дело, было ли и слава богу раньше?

А вот какая тема сейчас действительно (у)потреблять, так это геморрой перегруженности школьной программы. Нужно реорганизовать само содержание школьного образования. Потребно не возвращаться в прежние времена, а серьёзно заняться анализом школьных учебников. Так идея создать безвестный единый учебник к всех школ — идиотичность. Есть дети мотивированные, которым нужен глубокий учебник по конкретному предмету. Сие не значит, чисто этот учебник подойдёт во всех отношениях. Нужно, чтобы в области каждому предмету были учебники с целью базового и профильного уровней.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.