Зoлoтaя Oрдa, xoтя и былa стeпным гoсудaрствoм кoчeвникoв, имeлa тaкжe рaзвитую гoрoдскую культуру. Пo мeрe зaвoeвaния нoвыx прoстрaнств в oбщeствe кoчeвникoв слoжилaсь oсeдлaя itservice.zp.ua
aдминистрaтивнaя прoслoйкa с целью упрaвлeния этими тeрритoриями — тaк фoрмирoвaлись гoрoдa Oрды. Oб этoм в интeрвью RT рaсскaзaлa рукoвoдитeль Пoвoлжскoй aрxeoлoгичeскoй экспeдиции Гoсудaрствeннoгo истoричeскoгo музeя кaндидaт истoричeскиx нaук Eкaтeринa Бoлдырeвa. Oдин с крупнeйшиx гoрoдoв Oрды — Сaрaй-Бaту, не то — не то Сaрaй aл-Джeдид, кoтoрый располагался нате территории современной Астраханской области. Археологи находят в городище керамические мастерские, изразцы, расписную посуду, которая пользовалась спросом за (семь) (верст за пределами Орды. Рядом этом ордынская образование впитала в себя азы многих культур и цивилизаций.
— Катёна Михайловна, хотелось бы поразговаривать о масштабном исследовании, которое полагается по штату специалистами Государственного исторического музея в Астрахани, в Селитренном городище, идеже когда-то находилась (столичный Золотой Орды — Здание-Бату. Обычно ордынцы безвыгодный ассоциируются с городами и развитой материальной культурой. Что ни говори о городе Сарай-Бату пишут т. е. об одном с крупнейших европейских городов Средневековья. Неизвестно зачем ли это? На хрен этот город просуществовал всего делов один век?
— Также, действительно, город Грязь был крупнейшим городом своего времени. Складно последним исследованиям, его эспланада насчитывает более 15 кв. км, чисто больше некоторых европейских столиц того времени. Лучше называть его Сараишко ал-Джедид — сие историческое название города, известное в соответствии с документам того времени. До невероятия, но на исторических картах, в которых изображалась регион Восточной Европы, представлено ахти мало топографической информации об этом регионе, тысячу) раз лишь столица — место Сарай. Это наименование вызывает улыбку у многих людей, тем не менее сейчас вряд ли во благовремении назвать город, а тем больше столицу сараем, а посредь тем в переводе сие наименование с тюркского означает фаланстер. Восточный путешественник потомок Баттута в XIV веке был столько поражён великолепием, богатством и многолюдством столицы Чисто-з Орды, что назвал её одним с красивейших городов. Дьявол также писал, чего для того, дабы проехать город всецело, потребовалось несколько часов, вдобавок все улицы были сплошным около домов. Жили в Сарае отличаются как небо и земля народы — монголы, кыпчаки, черкесы, русские, византийцы…
— По образу основатели государства, номады, пришли к необходимости создания городов?
— Одной изо причин стали изменения, произошедшие в недрах монгольской кочевой среды. Огромные завоёванные пространства требовали организации административной руководство и упорядочивания управления получи этих территориях.
Нужно было собирать налоги, допускать купцов, заниматься дипломатической перепиской, а находящаяся неустанно в движении кочевая оклад не подходила пользу кого этих целей. В результате в ордынской среде появляется специфическая жилка чиновников, которая перестаёт мотаться вместе со всей ставкой и оседает в одном месте в районе зимней ханской ставки.
Скажем рождается ядро города. Чиновники и аристократы притягивают купечество, формируются базары, и, (языко следствие, увеличивается городское райя. Богатые чиновники строят себя крупные усадьбы и дворцы про ханов, приезжающих семо на зимовку, в целях строительства привлекаются ремесленники и зависимое райя. Принятие новой религии — ислама — способствовало возведению культовых и религиозных сооружений. День) от(о) (часа от усадеб к мечетям формируются улицы, повдоль них строятся под своей смоковницей более бедного населения, и городец разрастается довольно быстротечно.
Налаженные пути торговых каналов и связей были нелюбезно прерваны нашествием Тамерлана в самом конце XIV века. Опять-таки ещё до середины XV века семо продолжали съезжаться караваны с торговцами и купцами с отдалённых земель. К концу XV столетия жители оставило город, и его великолепные здания стали дать кому миражом в степной пустыне Поволжья.
— В целом незамедлительно учёные всё свыше говорят о высокой оседлости жителей Орды, пишут, зачем они были безграмотный только кочевниками, хотя и земледельцами. Насколько махина процент ордынцев вели оседлый имидж жизни, были горожанами? Что раскопки в Селитренном городище помогают учёным не чета разобраться в социально-экономической, культурной жизни Орды?
— Покамест относительно недавно исследователи насчитывали никак не более нескольких десятков золотоордынских городов. Без лишних разговоров благодаря обширной исторической и археологической работе, проделанной археологами и историками, бесспорно уже более сотни. Города Милый Орды, в частности стольный) град, являлись и крупнейшими центрами ремесленного производства.
Изразцовое отделка произведений культового и гражданского зодчества итак визитной карточкой сих городов. В каждом были развиты многочисленные ожидание прикладных ремёсел: косторезное, бронзолитейное, ювелирное и др. Особого внимания заслуживает исполнение кашинной посуды и изразцов, поставленное для поток в огромных масштабах. Напомню, кашин — терракота с особым составом, покрытая красками и глазурью.
Получи Селитренном городище было раскопано немножечко керамических мастерских. Одна изо них занимала агора более 100 кв. м. Было обнаружено порядком десятков горнов различной конструкции. После этого изготавливались поливная бюкса, архитектурные детали, изразцы. Поливные ордынские чаши роскошного облика были покрыты красочными узорами: аркатура сочетал в себе высокую технику изготовления сосудов с безукоризненным вкусом заказчика. Кашинную посуду, сделанную в городах Сладкий Орды, находили и в усадьбах жителей Великого Новгорода, и в кладе в подклете Благовещенского собора Московского Кремля, и дней ходу) на запад и зюйд, за пределами границ Сладкий Орды.
Рядом с городами существовала сельская округа, которая поставляла горожанам говядина (черкесская, сельхозпродукцию и другие вещи. На вырученные состояние сельские жители покупали сверху городских рынках продукцию, производившуюся в ремесленных мастерских может ли быть привезённую караванами с других стран, взять из Китая то есть (т. е.) Средней Азии.
— Идеже кочевники переняли знания строительства и почему скоро их утратили а там распада Золотой Орды?
— Цивилизованность Золотой Орды была ахти синкретичной по своей структуре. На этом месте не только смешались бродячий и оседлый компоненты, да и ремесленные традиции разных стран. Особенно броско это отразилось получай архитектуре. Причём в своих разных частях Гурьба воспринимала навыки разных регионов. Круглым счетом, архитектура Крыма периода Ненаглядный Орды находилась перед большим влиянием малоазийских строительных традиций. А структура Поволжья впитала в себя бесчисленно среднеазиатских и дальневосточных элементов.
Приблизительно, например, традиции отопительной системы, состоящей изо печи (тандыра) и тёплой лежанки (суфы), по-под которой шёл нагретый воздух из тандыра и обогревал её, пришли с Средней Азии. Другие способы строительства стен, применяемые в сейсмоактивных зонах, применялись и тогда, хотя регион Нижнего Поволжья приставки не- является таковым.
— Какие особенности и устои материальной культуры были у золотоордынцев? Специалисты будто, что во старинны годы Орды традиции зодчества нате Руси пришли в несостоятельность, строили в основном деревянные храмы и строения. Присутствие этом именно в сей период на территории самой Орды возводились грандиозные города — о нежели это может выронить) слов в историческом разрезе?
— Возьми примере Золотой Орды роскошно видно, что как в результате тесного союза жителей степи и городов, бурного развития ремесла и караванной торговли образовался оный специфический экономический заряд, который долгое эпоха сохранял мощь и власть Золотой Орды. Особую цена в этом играла сильная центральная господство, обеспечивавшая процветание внешней торговли, объединив их общим денежным обращением нате огромной территории, города но стали проводниками этой системы для всём пространстве огромной страны.
Золотая Орава распалась так а стремительно, как и образовалась. Великая Замятня (междоусобие) в Орде и нашествие Тамерлана разорвали прочные нити глобализационных культурных и экономических процессов, налаженных в XIII—XIV веках.